СЕГОДНЯ У НАС НА ПОВЕСТКЕ ОЧЕНЬ ХИТРЫЙ ВОПРОС: ТЕМП ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВТОРЕНИЙ В УПРАЖНЕНИИ. ЭТОТ ВОПРОС Я НАЗВАЛ ХИТРЫМ, ПОТОМУ ЧТО ТО, ЧТО МЫ ВАМ СЕГОДНЯ БУДЕМ РАССКАЗЫВАТЬ, КАСАЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БОДИБИЛДИНГА ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ. ТЕМП - ЭТО ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТДЫХА МЕЖДУ ПОВТОРЕНИЯМИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ. КТО-ТО ДЕЛАЕТ ПОВТОРЕНИЯ ОДНО ЗА ДРУГИМ БЕЗ ОТДЫХА, КТО-ТО ДЕЛАЕТ СЕКУНДНУЮ ПАУЗУ, А КТО-ТО ВООБЩЕ ЧЕРЕДУЕТ РУКИ И ДЕЛАЕТ ПАУЗЫ ПО 5 И БОЛЬШЕ СЕКУНД. ВАРИАНТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВТОРЕНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ МНОГО. И ВОПРОС ЭФФЕКТИВНОГО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЧЕНЬ ВАЖЕН, ПОТОМУ ЧТО В КАЖДОМ УПРАЖНЕНИИ МЫ ИХ ИСПОЛЬЗУЕМ ОГРОМНОЕ МНОЖЕСТВО.

ВАРИАНТЫ

Для начала давайте разберемся, какие есть варианты выполнения повторений. Итак, темп выполнения повторений может быть:

СРЕДНИЙ (ПОВТОРЕНИЯ выполняются спокойно, в НИЖНЕЙ ТОЧКЕ ПАУЗА ОКОЛО 1 СЕКУНДЫ);

БЫСТРЫЙ (В НИЖНЕЙ ТОЧКЕ ОТДЫХ ОТСУТСТВУЕТ, ЧАСТО СУСТАВЫ НЕ РАЗГИБАЮТСЯ ДО САМОГО КОНЦА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СОХРАНЯЛОСЬ ПОСТОЯННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В МЫШЦЕ);

МЕДЛЕННЫЙ (ОТДЫХ МЕЖДУ ПОВТОРЕНИЯМИ БОЛЬШЕ 1 СЕКУНДЫ, СУСТАВЫ ПОЛНОСТЬЮ РАСПРЯМЛЯЮТСЯ); ОЧЕНЬ МЕДЛЕННЫЙ (ОТДЫХ МЕЖДУ ПОВТОРЕНИЯМИ МОЖЕТ ДОХОДИТЬ ДО 10-20 СЕК., ПРИНЦИП «ОТДЫХ-ПАУЗА», ДРОПСЕТЫ.

С этим понятно. Теперь зададим себе следующий вопрос: как эти различные способы выполнения повторений будут влиять на физиологию работы наших мышц и обеспечивающих систем?

СКОРОСТЬ ЭНЕРГОТРАТ

Это самый важный параметр, на который влияет темп выполнения упражнения. Чем меньше вы отдыхаете между повторениями, тем больше и «ровнее» тратится АТФ (энергия) на выполнение этой работы. Чем больше вы отдыхаете между повторениями, тем меньше тратится энергии на выполнение работы а значит, вы можете взять больше вес. Исходя из принципа «специфичности» в спорте (что тренируем, то и развивается можно сделать простой вывод: если наш цель - максимальная сила, то паузы и медленная скорость выполнения повторений для нас гораздо важнее, чем та ситуация, когда наша цель -максимальная мышечная масса. Максимальная мышечная масса требует более глубокого и длительного истощения энергии, чем максимальная мышечная сила. Почему? Тут есть ряд причин. Если мы говорим о скорости энерготрат в мышцах, то основная научная идея гипертрофии мышц заключается в необходимости глубокого истощения запасов энергии (АТФ) в течение 15-30 сек. до того, как включится на полную катушку анаэробный гликолиз. Именно такая быстрая трата энергии приводит к отказу и мышечным повреждениям. После чего включаются процессы компенсации и суперкомпенсации (роста) в мышцах. Если в это хорошо вдуматься, то становится понятна необходимость более легких весов и уменьшения пауз между повторениями. Именно эти два фактора позволят вам сделать больше работы и ровнее истощить запасы энергии в мышцах. Более того, если вы сбросите вес на штанге (а для этого нужно будет сделать длительную паузу, кстати) и продолжите работу с меньшей нагрузкой, то это еще глубже истощит ваши энергетические запасы, чем классическая силовая работа, потому что вам придется потратить больше энергии. Иначе говоря, медленный темп (отдых 5-20 сек. между повторениями) может использоваться как для целей развития силы, так и в целях развития мышечной массы. Все будет зависеть от количества повторений.

СИЛА

МАЛО ПОВТОРЕНИЙ (1-3) + ДЛИТЕЛЬНАЯ ПАУЗА (ОТ 20 СЕК.) + ПОВТОР ЗАНОВО.

Это классический способ развития максимальной силы. Тренируются высокопороговые быстрые мышечные волокна, т. к. нагрузка субмаксимальна или максимальна. Тренируется единовременная активизация моторных единиц в мышце (связь мозг - МЫШЦЫ).

Грузятся суставы и связки (сухожильный комплекс Гольджи и т. д.). Именно так тренируются многие силовики.

МАССА

МНОГО ПОВТОРЕНИЙ (6-15)+ КОРОТКАЯ ПАУЗА ДЛЯ СБРАСЫВАНИЯ ВЕСА (5-10 \ СЕК.) + ПОВТОР ЗАНОВО.

Это уже гипертрофия. Задействованы быстрые мышечные волокна (если скорость быстрая, а амплитуда полная) + «энергетические баки» (саркоплазматическая гипертрофия, гликоген, кровеносная система и т.д.).

Тренируются способности мышц запасать и много тратить энергии во время силовой работы длительностью обычно до 30 сек.

Это очень близко к основному отличию бодибилдеров от пауэрлифтеров. Первые тренируют мышцы совершать большой объем силовой работы с минимальным отдыхом. А вторые тренируют мышцы совершать редкие, но максимальные напряжения.

ПРИТОК КРОВИ

Второй важнейший параметр, на который влияет скорость и длительность отдыха между повторениями. Основная причина связана с кровеносными сосудами. Когда мышца расслаблена в нижней точке, то кровь по сосудам может легко втекать и вытекать из нее.

КОГДА МЫШЦА СОКРАЩАЕТСЯ, ТО СОСУДЫ ПЕРЕЖИМАЮТСЯ, И ПОСТУПЛЕНИЕ КРОВИ ЗАТРУДНЯЕТСЯ.

На практике это выражается в следующем:

Чем короче пауза между повторениями, тем лучше пампинг, тем сложнее крови попасть в мышцу и из нее.

Чем длиннее пауза между повторениями, тем хуже пампинг, тем легче кровь поступает в мышцу и из нее.

КАКОЕ ЭТО ВСЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ?

Прямое. Это активно влияет на тренировку  медленных мышечных волокон, потому что  без поступления крови не попадает кислород в мышцы, а значит, ММВ  вынуждены  использовать анаэробный (безкислородный) гликолиз, что для них не характерно  (медленные волокна  очень выносливые обычно из-за того, что используют кислородные способы энергообеспечения). Именно в таком случае можно быстро истощить запасы энергии и достигнуть отказа (жжение в мышцах) и последующего мышечного роста. Кроме того, пампинг активно способствует развитию капиллярной сети в самих мышцах, что очень важно как для транспортировки питательных веществ в мышцы, так и для визуальной гипертрофии самих мышц.

ЖЖЕНИЕ В МЫШЦАХ

Еще один важный параметр. Когда вес на штанге меньше, можно сделать больше повторений и больше загнать крови а мышцы. В конце такого подхода вы ощущаете жжение. Причем чем меньше паузы между повторениями и чем больше повторений, тем более сильное жжение вы чувствуете. О чем это говорит? Жжение говорит о том, что в ваших мышцах активна кислота! Молочная кислота как побочный продукт ресинтеза АТФ с помощью гликолиза.

1 ГЛЮКОЗА + ФЕРМЕНТЫ + АДФ = 2 МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА + 2 АТФ + ВОДА

Почему это важно? Потому что молочная кислота расщепляется на лактат и ион водорода.

АТФ = АДФ + Ф + Н(+ИОН ВОДОРОДА) + Е (ЭНЕРГИЯ)

Именно ионы водорода раскручивают те спирали ДНК, которые хранят информацию о синтезе белка. А гормоны запускают процесс дублирования этой информации, что и приводит к росту ваших мышц. Делая большое количество повторений с минимальным отдыхом или без отдыха, культурист максимально закисляет мышцы, повышая концентрацию ионов водорода, так нужных для быстрого синтеза белков в мышцах. Причем это важно как для ММВ, так и для БМВ.

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Многие из вас видели тренировки профессиональных культуристов. Возможно, вас порой удивляла их манера делать повторения быстро (без паузы в нижней точке). Причина, как вы теперь понимаете, очень простая: таким способом достигается более глубокое истощение энергии, а значит, идет лучшая стимуляция последующего роста как за счет миофибриллярной гипертрофии, так и за счет саркоплазматической гипертрофии. Кроме того, подобный способ выполнения повторений более безопасен (для связок, суставов и мышц), т. к. нагрузка ровная, а не прыгает от полного «нуля» до «100%». КАКОЙ НЕДОСТАТОК? Сила. Высокопороговые быстрые мышечные волокна «спят», т. к. нагрузка далека от субмаксимальной (поэтому разница в весе между рабочим подходом и разовым максимумом в упражнении у культуриста минимальна, а у лифтера - максимальна). Кроме того, любое "пережатие" сосудов (пампинг) затрудняет прокачку крови по ним, а значит, сердцу приходится тяжелее сокращаться для нагнетания крови по большому кругу.

Удлинение пауз позволит вам поднять больший вес, что в дальнейшем можно использовать для  увеличения объема работы.

выводы

Для развития максимальной мышечной силы паузы между повторениями должны быть длиннее, чем для развития максимальной мышечной массы. Мышечная масса складывается из ряда составляющих: миофибриллярная гипертрофия (ММВ + БМВ), саркоплазматическая гипертрофия, капиллярная сеть и т. д.

Все эти составляющие связаны с объемом силовой работы (чем больше объем, тем больше гипертрофия). Поэтому сокращение пауз между повторениями, как способ увеличения объема работы на тренировке, подходит в большинстве случаев лучше для гипертрофии, чем удлинение пауз. С другой стороны, удлинение пауз позволит вам поднять больший вес, что в дальнейшем можно использовать для увеличения объема работы. Мне думается, что оба способа имеют право на жизнь в тренинге чистого культуриста. Просто нужно учитывать стаж спортсмена. Чем человек имеет больше мышц, тем сложнее ему их обеспечивать всем необходимым набором питательных веществ, и тем больше вероятность травмы из-за силы мышечного волокна. В таких ситуациях особенно полезно будет сократить паузу между повторениями для того, чтоб снизить вес, а нагрузку распределить более ровно для безопасности.

Иначе говоря, чем больше мышцы у культуриста, тем меньше ему имеет смысл делать межповторные паузы в упражнении.

ПЫТАЯСЬ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К НАГРУЗКАМ, КОТОРЫЕ ПОВЫШАЮТСЯ ОТ ТРЕНИРОВКИ К ТРЕНИРОВКЕ, МЫШЦА УВЕЛИЧИВАЕТ СВОЙ ОБЪЕМ В СООТВЕТСТВИИ С ИЗВЕСТНЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ: ПОПЕРЕЧНИК МЫШЦЫ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЕН ЕЕ СИЛОВЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ

 

ПРАКТИКА

На практике это выразится в следующем. Когда человек только пришел в тренажерный зал, он может делать паузы достаточно длинные -1 -2 секунды. Даже может чередовать, т. е. делать повторение по очереди (подъем на левый бицепс, подъем на правый и т. д.). Однако по мере увеличения размера мышц, основной тренинг должен меняться в сторону сокращения паузы между повторениями. Если опытный культурист делает подъем гантелей на бицепс, то ему имеет смысл сделать полную серию на левую руку, а затем сделать полную серию на правую. Более того, после этого он без паузы может снова повторить этот круг. В таком варианте принцип «отдых-пауза» для гипертрофии размеров будет работать лучше, чем в классическом силовом. Помните, что сокращение паузы между повторами делает упражнение более истощающим для ваших мышц и энергетики. А значит, подходит лучше для гипертрофии.

ПРИНЦИП «ОТДЫХ-ПАУЗА» ПРИМЕНЯЕТСЯ В БОДИБИЛДИНГЕ И ПАУЭРЛИФТИНГЕ И ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ С МАКСИМАЛЬНО ТЯЖЕЛЫМ ВЕСОМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП

 

ПРИНЦИП «ОТДЫХ-ПАУЗА»

«Мышечные сокращения могут стать настолько интенсивными, что приток крови в этот регион снизится. Времени между ними будет недостаточно, чтобы наполнить сосуды до наступления следующего сокращения. Этого не произойдет, если при высокоинтенсивной работе длительность сокращения достаточно коротка, а продолжительность расслабления достаточно велика» (Эдингтон (Edington) и Эдгертон (Edgerton). Биология физической деятельности).

Мышцу заставляет расти прогрессирующий тренинг. Пытаясь приспособиться к нагрузкам, которые повышаются от тренировки к тренировке, мышца увеличивает свой объем в соответствии с известным физиологическим законом: поперечник мышцы прямо пропорционален ее силовым возможностям. Преодолевая все более тяжелые веса, вы делаете мышцу сильнее и, следовательно, объемнее. Принцип «отдых-пауза» применяется в бодибилдинге и пауэрлифтинге и дает возможность работать с максимально тяжелым весом для определенных мышечных групп. Глубина мышечного роста зависит от двух факторов:

1. Это общий объем работы, выполненный за тренировку, т. е. совокупный «тоннаж» всех повторений во всех упражнениях;

2. Интенсивность упражнений или удельный процент повторений в них. проделанных с максимальным весом.

Какой способ наиболее важен для культуриста, озабоченного ростом мышечной массы? Конечно же, величина общего «тоннажа» тренировки! Делая разовые повторения, пусть даже и с максимальными весами, вы никогда не сможете накачать такую мускулатуру, как Арнольд или Ханей. Однако простое увеличение веса штанги и гантелей, как мы знаем, дает отдачу разве лишь в первые пять-шесть месяцев занятий бодибилдингом.

В классической форме принцип «отдых-пауза» выглядит так: вы делаете мощную разминку и сразу выставляете на штангу вес, который можете одолеть только в 2-3 повторениях. Сделав эти повторения, вы отдыхаете 30-45 секунд и снова выполняете 2-3 повторения с тем же весом. Следующий интервал отдыха составляет 45-60 секунд. Отдохнув, вы должны сделать новый подход с этим же весом, но в подходе уже одним повторением меньше. Потом вы отдыхаете 60-90 секунд и выполняете заключительные 1-2 повторения.


СПОСОБ ПЕРВЫЙ: «ОТДЫХ-ПАУЗА» НА ГИПЕРТРОФИЮ

Начните выполнять подход с 6-10 повторений с максимально возможным для этого весом.

Отдохните 15 секунд, делая глубокие вдохи-выдохи, и продолжайте выполнять подход с этим же весом до отказа. Повторите пункт 2 столько раз, сколько необходимо (в большинстве случаев достаточно двух раз).

БЕСКОНЕЧНЫЙ ДРОПСЕТ. Фактически дропсет является вариантом техники «отдых-пауза» - вы ведь отдыхаете во время снижения веса отягощения (если только вам самому не приходится снимать тяжелые блины). Если вы понижаете вес отягощения незначительно (5-10 %) и не ограничиваете количество этих сбросов, то у вас получится выполнение упражнения в технике «отдых-пауза». При этом по мере того, как вы устаете, вес отягощения понижается, а значит, вы сможете выполнить больше повторов.

СПОСОБ ВТОРОЙ: «ОТДЫХ-ПАУЗА» НА СИЛУ

Выберите вес в 85-95 % от одноповторного максимума.

Выполните одно повторение с этим весом. Отдохните 30-45 секунд. Повторите еще несколько раз (обычно 6-10).


ФРАНКО КОЛОМБО - ОДИН ИЗ САМЫХ ЯРКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗОЛОТОЙ ЭРЫ БОДИБИЛДИНГА. ТОЙ ЭРЫ, КОГДА БОДИБИЛДИНГ БЫЛ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕ БИЗНЕСОМ, А КУЛЬТУРОЙ, КОТОРУЮ ПРОПАГАНДИРОВАЛИ СПОРТСМЕНЫ. ФРАНКО КОЛОМБО -ЭТО СПЕЦИАЛИСТ, КОТОРЫЙ НЕ ПРОСТО МНОГО ЗНАЕТ О БОДИБИЛДИНГЕ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ОН САМ И ЕСТЬ БОДИБИЛДИНГ. МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ЖИВОЙ ЛЕГЕНДОЙ И ЗАДАЛИ ЕМУ СВОИ ВОПРОСЫ.

ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР: Франко, расскажите, пожалуйста, о том, как и почему Вы пришли в бодибилдинг. Какие препятствия встречались на пути к спортивным успехам?

ФРАНКО КОЛОМБО: Когда вы растете в больших городах Америки, Европы, таких как Милан, Рим, Лос-Анджелес и т. д., вы не видите большой необходимости заниматься спортом и быть лучшим, стать чемпионом. Но когда вы растете в очень маленьком городе, где ничего нет - это мотивирует стать кем-то. Желательно спортсменом, и даже не важно, в каком именно виде спорта. Это желание исходит изнутри, и так рождаются чемпионы.

Немного отвлекусь от своей карьеры и скажу, что когда я приехал в Америку, то заметил, что здесь родители тянут своих чад заниматься теннисом, рисованием, пением. Видно, что ребенку до тошноты надоедают эти занятия, и это лишь вопрос времени- когда он бросит их. В моем же городе было все наоборот. Я родился в маленьком городке Оллолаи в горах Сардинии, где не было никаких развлечений. Мы ходили в школу, и на этом развлекательная программа наших детских лет заканчивалась. А когда вы амбициозны и активны, вам необходимо себя реализовывать. И я начал упражняться, поднимать, за неимением чего-то другого, тяжелые камни. И так получалось, что когда мои товарищи разузнали о моем увлечении, потихоньку стали приобщаться к этому занятию. У меня во дворе лежали тяжелые камни, и когда кто-то из моих друзей поднимал один из них, я менял этот камень на более тяжелый, потому что мне хотелось быть единственным, кто может их поднять. Чуть позднее, в возрасте пятнадцати -шестнадцати лет, я начал боксировать. И если сегодня, чтобы боксировать, вы садитесь в автомобиль и едете в зал, то в моем случае зал находился в тридцати километрах от дома. Мне приходилось ездить на автобусе, а обратно возвращаться в девять-десять вечера, когда уже транспорт не ходил. Тогда я либо оставался у товарища, либо просто шел пешком до дома всю ночь. Такие условия воспитывают характер. Я продолжал заниматься боксом, принимал участие в национальных первенствах и даже побеждал. Потом так получилось, что я должен был принять участие в соревнованиях в Мюнхене, где понял, что бокс - это не такая уж и продолжительная карьера. Однажды ты получаешь серьезную травму головного мозга и вынужден будешь оставить это дело. К тому же был инцидент там же, в Мюнхене. На турнире «Октоуберфест» чуть не убил хорошим апперкотом в челюсть немецкого спортсмена. Его приподняло над рингом, и, пролетев ногами вверх, он упал затылком на ринг. Его увезли в больницу, а я уехал с фингалом под глазом. По дороге домой думал о том, что даже не помню, как он меня ударил, а мне понадобилось меньше минуты, чтобы почти убить человека. Бокс - крайне рискованный спорт для жизни и здоровья, подумал я. После этого я занимался пауэрлифтингом и бодибилдингом одновременно. Именно на этом этапе моей карьеры я понял интересную особенность. У культуристов мышцы, даже при их объемах, не такие твердые. И только совмещение двух дисциплин - бодибилдинга и пауэрлифтинга - может дать вам объемные и по-настоящему твердые мышцы. Сегодняшние культуристы могут похвастать большими объемами, но не жесткостью своей мускулатуры. По-настоящему жесткие мышцы, например, у тяжелоатлета Серджио Оливы, Арнольд и я занимались  пауэрлифтингом для того, чтобы мышцы стали жестче.

Ж. М.: В начале карьеры говорил ли кто-нибудь Вам, что Вы не добьетесь  успеха в спорте?

Ф. К.: Да, и звали его Альберт Бусек (Альберт Бусек - немецкий «Джо Вейдер», страстный пропагандист бодибилдинга и фитнеса в Германии. Стал мультимиллионером на торговле спортивными пищевыми добавками, а так же товарами для фитнеса и бодибилдинга. Один из самых влиятельных функционеров ИФББ. - Примеч. автора). Когда Альберт открыл свой зал в Мюнхене, я был первым членом его клуба. Причем даже записаться в зал было проблемой, тренажерный зал был еще не готов, тренажеры не были собраны, и я напросился помочь с их сборкой в обмен на то, чтобы мне разрешили там тренироваться. А потом, через несколько лет, по-моему, это был 1965 год, я подошел к Бусеку и сказал, что хочу принять участие в турнире по пауэрлифтингу. Альберт тогда стал смеяться надо мной и сказал, что мой жим лежа должен быть 140 кг только для того, чтобы принять участие в турнире. А я жал тогда 120. Передо мной было поставлено условие: должен был пожать в зале 140 кг в течение месяца, тогда меня допустят к соревнованиям.

Начал подготовку с попытки пожать не 140, а сразу 150 кг. И как только я снял со стоек штангу, уронил ее себе на рот. Альберт, находившийся в тот момент в зале, закричал, страхующий помощник моментально убежал из зала, а я лежал под штангой, истекая кровью, т. к. зубы все были выбиты, а язык  разрезан. Я думал, что умру, потому как даже дышать не мог.

Альберт отвез меня в больницу. После чего мы не говорили с ним о турнире совсем. А уже через пару дней я вернулся в зал и с другим товарищем, который должен был меня страховать, снова стал пытаться жать все те же 150 кг. И я заявился на этот турнир в Штутгарте и не просто квалифицировался на него, но и выиграл, пожав 150 кг и став абсолютным победителем. И больше Альберт Бусек ничего не говорил мне о том, что из меня не получится хороший пауэрлифтер.

Через год я снова пришел к Альберту и сказал, что хочу выступить уже на соревнованиях по бодибилдингу, которые Бусек помогал организовывать, добавив, что однажды стану обладателем титула Мр. Вселенная.

На это он снова посмеялся надо мной и сказал, что я никогда не стану толковым культуристом хотя бы по причине кривых ног. И добавил, что я должен продолжать заниматься пауэрлифтингом, ибо там у меня все отлично получается.

Но я и в этот раз решил его не слушать и подумал, что решу свою проблему, накачав мощные мышцы голени. Через несколько лет я все же решился выступить на турнире «Мр. Италия», планировал попасть в ТОП-10 и попросил Бусека поехать со мной в качестве поддержки. Альберт сказал, что поедет со мной для того, чтобы фотографировать, несмотря на то, что считает меня до сих кривоногим. И мы поехали в Верону.

На турнире выступали два очень известных в то время культуриста, которые выигрывали этот титул три предыдущих года подряд. Одного звали Вирджилио Фасси, а второго- Франко Фасси.

Франко был издателем журнала по бодибилдингу и фитнесу в Италии, замечательный парень. И вот эти два брата год от года выигрывали обе ростовые категории: низкого и высокого роста. Проблемой являлось также и то, что в Италии была всегда солнечная погода, а в Мюнхене, где я жил и готовился к соревнованиям, всегда пасмурно. Мне приходилось каждый день залезать на крышу дома, где старался полежать если и не под солнцем, то хотя бы не под дождем, и кое-как удалось немного подзагореть... И несмотря на то, что моя подготовка была не так безупречна, как мне бы того хотелось, я выигрываю категорию низкого роста у Вирджилио. Все итальянцы были очень удивлены, я бы даже сказал - возмущены.

Было видно, как они вопросительно смотрят на меня с недоумением: «Кто этот парень?!»

Дальше стало куда интереснее: мы боролись с моим тезкой Франко за абсолютку. Как вы понимаете, все судьи были друзьями или деловыми партнерами Франко Фасси. Ситуация накалялась, и тогда Франко, не дожидаясь решения судей, сам поднял мою руку и сказал, что Франко Коломбо чемпион! И с того момента мы стали друзьями. После этого, в скором времени я выиграл чемпионат Западной Европы и стал вторым на турнире «Мр. Вселенная».

Ж. М.: Франко, расскажите, пожалуйста, о том, как в 1976 году Вы получили травму, которая могла поставить крест на вашей карьере.

Ф. К.: Причина, по которой произошел этот инцидент, - не был оценен вес холодильника, выделенного для выполнена упражнения по силовому экстриму. А была поставлена задача пробежать около 100 метров с холодильником на спине, наполненным свинцом весом около 250 кг. Как результат - оторванный бицепс бедра, несколько переломов и почти развившаяся гангрена. Ситуация была очень сложная, врачи готовили меня к тому, что придется ампутировать ногу.

В качестве компенсации за такую сложную травму я получил 1 000 000 долларов.

Ж. М.: Правда ли, что однажды на Вас напала компания, и Вы, сломав челюсть одному из нападавших, напугали всех остальных, и те убежали?

Ф. К.: Я даже не знаю, какую из историй Вы имеете в виду, было так много подобных ситуаций, что я все и не вспомню. Могу рассказать об одной из них, случившейся в Мюнхене году эдак в 1968. Тогда я купил себе автомобиль, и мы с моей девушкой катались в ночное время по городу, Остановились в баре, провели там какое-то время, а когда возвращались к машине, меня окружили четыре парня, у одного из которых был нож. Я попытался решить проблему мирным путем, предложив им идти своей дорогой. Но парни вместо этого стали приставать к девушке. Та уже сидела в машине, а они стали пытаться ее вытащить. Другой хулиган не давал мне сесть в автомобиль, стукнул кулаком по машине и замахнулся на меня. После этого я заехал ему в челюсть и тот упал на землю. От испуга парни бросились врассыпную. Вот на этом все и закончилось.

Ж. М.: Эпоху конца шестидесятых до самого начала восьмидесятых принято называть золотой эрой бодибилдинга. Как вам такая формулировка, и действительно ли она подходит духу того времени?

Ф. К.: Да, это было прекрасное время! Настоящая золотая эра. Во-первых, потому что мы знаем, что до этого времени бодибилдинг был, мягко говоря, не популярен. Среди моих друзей были товарищи, которые говорили мне, что если я завяжу с боксом и начну заниматься культуризмом, они перестанут со мной общаться. Только в 70-х общество приняло бодибилдинг как вид спорта. Вторая причина, почему это время уникально, потому что, начиная с 70-х, все остальные виды спорта позаимствовали практику тренировки с отягощениями. И нужно отдать вам должное: русские были одними из первых, кто стал проповедовать силовой тренинг в достижении спортивных результатов, люди очнулись от своих предубеждений, Прелесть 70-80-х годов была в том, что бодибилдинг стал главным мотивационным спортом в мире.

Мы не просто выступали и соревновались друг с другом на сцене. Мы соревновались даже в тренажерных залах, во время выполнения упражнений, во время общения, давали друг другу обещания и любили зарекаться. Помню, как Фрэнк Зейн зарекался, что он побьет Арнольда на «Олимпии». А я в свою очередь дал обещание Фрэнку, что даже если он и выиграет у Арнольда, то никогда не выиграет у меня. Так и было, кстати: мы много раз сходились на одном помосте, и никогда он у меня не выигрывал. Я всегда его побеждал! Именно все это и делало золотую эру уникальной эпохой в мире бодибилдинга. Азарт! Я помню, с каким неистовым чувством мы тренировались и общались в залах. Сейчас этого всего нет, посетители залов тренируются в наушниках и совсем не обращают внимания друг на друга. Нет больше в залах той атмосферы эйфории.

Ж. М.: «Олимпия-1981». Считаете ли Вы свою победу заслуженной?

Ф. К.: Стоя на помосте «Олимпии», я понимал, что, например, у Тома Платца ноги гораздо лучше моих, особенно учитывая перенесенную мной травму. У всех спортсменов свои плюсы и свои минусы. Но я вам скажу вот что: по протоколам я выиграл с отрывом в пять баллов, это был беспрецедентный случай, ведь до этого ни один победитель «Олимпии» не выигрывал с большим отрывом. Всегда чемпионы побеждали с перевесом максимум в один балл.

Ж. М.: Сейчас ведется много разговоров о том, стоит ли делать становую тягу в силу ее травмоопасности.

Ф. К.: Вы можете подавиться и умереть, когда едите печенье, поэтому если вы боитесь травмироваться, вам стоит вообще ничего не делать. Поверьте, все то лучшее, что взяла моя спина из тренинга, было из тяжелых упражнений и главным образом из становой тяги, а не каких-нибудь гиперэкстензий. Я видел тех, кто делал много и долго гиперэкстензии, но так и не заметил, чтобы этим кто-то накачал мышцы.

Ж. М.: Я не могу назвать ни одного культуриста, у которого верх груди был бы развит так, как у Вас. Это все генетика или есть секретная методика?

Ф. К.: Да, секрет был. Хотя секрет - это громко сказано, ведь я со всеми делился секретом своей методики. Суть ее очень проста: нужно ставить скамью не под углом в 45 градусов, поверьте моему опыту, это не для тренировки верха груди, так вы тренируете всю грудь целиком. Если вы действительно задались целью прокачать именно верх, скамью ставьте выше, как я, - до 60 градусов. Когда я советовал коллегам тренироваться также, слышал в ответ то, что и вы, наверное, хотите мне сказать: мол, нагрузка ложится в большей степени на плечи. Да, на плечи ложится большая нагрузка, и что?! Это ваши плечи, и лишние мышцы вам не помешают. Нужно очень основательно разминать плечи, чтобы не травмироваться.

Ж. М.: Самое большое заблуждение в бодибилдинге?

Ф. К.: Где-то в 80-х годах был пущен слух, что яичные желтки вредны, и люди стали есть яичные белки, избавляясь от желтков из-за страха перед холестерином. А я делал протеиновые коктейли по утрам в двух разных стаканах: в одном - исключительно белки, а в другом - коктейль из желтков. И мы с Арнольдом всегда пили тот, что с желтками, а коктейль, приготовленный исключительно из белков, отдавали другим бодибилдерам. Потому что яичный белок содержит большое количество авидина. Авидин разрушает витамин В12, который очень важен для накачки мускулатуры, и дефицит этого витамина негативно сказывается на росте мышц. Во-вторых, все витамины находятся именно в желтке, а не белке. К тому же в белках имеются следы витаминов, которые после термической обработки погибают, и поэтому их невозможно найти в таблетированном виде. Именно поэтому так важно пить сырые желтки. И мы с Арнольдом подшучивали над другими спортсменами, что всегда будем побеждать их, потому что едим желтки, а они - белки. Мы делились своим секретом с остальными спортсменами, но они не особо прислушивались к нам. Сейчас же все можно перепроверить в Интернете и узнать, что желтки понижают уровень холестерина, а не повышают его. Почему? Потому что в желтках находится лецитин. В количестве, способном нейтрализовать холестерин, находящийся в желтке и стакане молока. Люди не всегда хотят запоминать информацию, я говорю вам это из личного опыта общения со своими клиентами, с которыми делюсь сведениями, но они через пару лет забывают. ЗАПОМНИТЕ: ЯИЧНЫЕ ЖЕЛТКИ В ТЫСЯЧУ РАЗ ПОЛЕЗНЕЕ ЯИЧНЫХ БЕЛКОВ!

Ж. М.: Есть ли какие-либо сожаления о том, что Вы не успели сделать за свою карьеру?

Ф. К.: Да. До сих пор жалею, что тогда, когда был на пике своей карьеры, я не организовал медицинский оздоровительный центр для профессиональных культуристов для того, чтобы спортсмены не забывали о своем здоровье. Потому как из моей практики, пока спортсмены выступают, им кажется, что они будут жить вечно, и лимит здоровья неисчерпаем. А это, увы, не так.

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ МИР 5 2013